Треугольник Карпмана

Главная  /  Блог  /  Психология  /  Треугольник Карпмана

Треугольник Карпмана
3Mar,2017

photo_2017-03-03_16-13-41

Как известно взрослые люди тоже не прочь поиграть в игры, только игры у них тоже взрослые. И содержанием игры чаще всего служат различные модели поведения. Стефан Карпман описал одну из наиболее частых коммуникационных моделей, к которой можно свести многие психологические игры. Эта модель получила название “треугольник Карпмана».
Он предусматривает трех “участников”, причем все трое имеют в нем свои роли. И еще одна характерная особенность этого треугольника – участники в нем постоянно меняются ролями: потому такая “игра” долго не наскучивает и нередко принимает хронический характер. Безусловно, у каждой роли есть свои плюсы, поэтому первое время участники могут играть в треугольник Карпмана даже с удовольствием: но потом неизбежно наступает время, когда деструктивность этой модели становится выше ее возможной продуктивности, к тому же происходит смена ролей, и в определенный момент игры удовольствие начинает получать кто-то один: за счет деструктивного воздействия на остальных двух участников. Многие, ввязавшиеся в эту модель коммуникации, и хотели бы выйти из нее, но как это сделать – не знают.
Итак, данный треугольник составляют: Жертва, Преследователь и Спасатель. Спасатель в треугольнике – культовая роль. Быть Спасателем – престижно в понимании многих, и именно поэтому потенциального третьего участника легче всего затянуть в треугольник. Жертва – некто обиженный. Тот, кто вроде бы изначально страдает. Чаще всего треугольник Карпмана строится вокруг Жертвы, усилиями Жертвы и по ее инициативе. Преследователь – всегда определяется с точки зрения Жертвы. Тот, кто оказывает на нее давление, доставляет какие-то неприятности. Жертва ищет определенной помощи, обращаясь к Спасателю. И если Спасатель принимает на себя эту роль и берется помогать, не отдавая себе отчета в подоплеке происходящего – всё, треугольник состоялся.
А дальше начинает проявляться деструктивность этой игры. Потому что когда Спасатель начинает собственно “спасать” – Жертва меняет свою точку зрения и начинает защищать бывшего своего Преследователя, таким образом Спасатель становится Преследователем (“плохим”, тем, на кого жалуются и кого считают во всем виноватым), бывший Преследователь – Жертвой (потому что теперь его обижают), а бывшая Жертва – Спасателем. Собственно ради этой самой роли все участники треугольника терпят лишения двух других ролей в данной игре: ибо Спасатель, как уже было сказано, – роль престижная, очень многим приятная, и к тому же дающая возможность практически без труда ощутить свою значимость и поднять свою самооценку Треугольник Карпмана можно прогнозировать, если к вам обращаются за помощью, но при этом, когда вы пытаетесь начать с подробного анализа ситуации и определения возможной степени вашего участия в ней – на вас обижаются. И просят не самого по себе “совета и участия”, а помощи в чем-то деструктивной и к тому же подразумевающей определенный сценарий вашего действия: “Не просто спасай меня, но, спасая, наказывай вон того!..” То есть вас приглашают в треугольник не просто Спасателем, а участником игры, который в будущем должен оказаться Преследователем. Поэтому не торопитесь помогать кому-то, если от вас требуют совершенно определенной “узконаправленной” помощи: особенно связанной с тем, что вы должны напрямую повлиять на чье-то поведение.